Художественная мозаика

Евгений Заблоцкий, руководитель проектов:
+38(095) 530-93-12
+38(067) 270-90-21

В переводе с итальянского «мозаика» – значит «сложенный из кусочков». Краткая формулировка таит в себе широчайшую гамму цветов, форм и материалов, из которых теперь делают мозаику. Художественная мозаика представляет собой набор изображения из твердых материалов: кубиков цветного камня, стеклянных смальт, глазурованных керамических плиток (иногда специальных форм) или тонких фигурных пластин мраморов («флорентийская мозаика»). В мозаике важным является цветная поверхность элемента набора, его трехмерность и игра наклонных плоскостей, паузы швов и величина кусочков, сама фактура и рельеф мозаичной кладки.

Художественная мозаика – древнейший вид монументальной живописи. Первым ее материалом послужили, вероятно, россыпи камней, отшлифованных морской волной, изысканные по своим оттенкам минералы. Предыстория художественной мозаики начинается с Древнего Египта и Месопотамии, где еще в 3 тыс. до н. э. делали разноцветные узоры из обожженных глиняных конусов, которые вбивались в стену из кирпича-сырца, или выкладывали изображения из кусков камня. Но настоящее искусство художественной мозаики начинается в Древней Греции с 5 в. до н. э. Самые ранние мозаики были предназначены для полов и набирались из разноцветных, гладких камешков и мелких черепков. Одним из прекрасных образцов этой техники, сохранившийся на территории Украины, может быть мозаика 2 в. до н. э. – пол небольшой домашней бани в Херсонесе (возле Севастополя).

Другой, более сложный способ художественной мозаики состоял в том, что из разноцветных естественных камней специально исполнялись небольшие кубики. Мозаичный набор из них имел намного больше оттенков. В эллинистический и римский периоды техника мозаики достигла особенно высокого развития и дала возможность создавать сложные тематические композиции. Для этих мозаик использовались кубики из разных пород камня и даже полудрагоценных (малахит, лазурит, агат, опал и яшма).

В эпоху поздней Римской империи художественную мозаику можно было встретить практически везде: и в частных домах, и в общественных сооружениях. Сюжеты были самые разнообразные – от орнамента до сложных сцен, изображающих борющихся атлетов, охоту, танцы, театральные маски и многое другое. О том, насколько прекрасной считалась мозаика в Древнем Риме, свидетельствует ее название – «опус Мусиум», то есть «творение Муз».

В первые века нашей эры из Александрии (Египет) в Рим были перенесены секреты изготовления разноцветных смальт (кубиков цветного стекла). Смальтовая художественная мозаика пережила свой наивысший расцвет в Византии, а потом и в Украине, куда попала с крещением Киевской Руси. Выдающимся памятником мирового искусства является мозаика Богородицы-Оранты в Софии Киевской, которая получила название «Нерушимой стены», заступницы города и христианства.

После нескольких веков забвения художественная мозаика возродилась на рубеже ХІХ – ХХ веков. Н.Рерих в мозаиках церкви, построенной по проекту А.Щусева в Почаевской лавре (1910) воссоздал дух древнего искусства и специфические технические приемы набора из смальт.

 

Стекломозаика

 

В советское время мозаика служила для оформления различных общественных зданий – как наружного, так и интерьеров. Широко использовался более экономичный набор из керамической плитки и природного камня (часто на торцах жилых зданий).

В настоящее время художественная мозаика переживает новое рождение, ее все чаще можно встретить в самых различных по назначению помещениях: в бассейнах, саунах, в частных интерьерах, на фасадах домов.

Материал мозаики гармонично соединяется с камнем и кирпичом, которые употребляются для архитектурных сооружений. Художественная мозаика является еще и очень прочной и долговечной техникой, почему и может применяться в сложных климатических условиях (влажность, яркий солнечный свет, открытый воздух). Неслучайно художники эпохи Возрождения называли мозаику «настоящей», «вечной живописью».

Сегодня мозаика ценится за то, что является одной из самых изысканных и дорогих техник монументального искусства, а также благодаря своей долговечности и широкой гамме цветов. Мастера фирмы «Голд Арт Лайн», опираясь на опыт многих поколений художников-мозаичистов, соединяют в своих работах как древние технические и стилистические приемы, так и новые материалы и смелые решения.